На Каких Перекрестках Разрешен Обгон в Городе

Когда летом пересекаешь Россию, дорожные ремонты и временные знаки встречаются в изобилии. Эти знаки не всегда видимы и не всегда логичны, а оспаривать нарушения под ними сложно. В очередном выпуске проекта «ПДД для бывалых» мы разбираемся, за что могут наказать в зоне действия временных знаков.

На Каких Перекрестках Разрешен Обгон в Городе

Знаки на желтом фоне нередко используют, чтобы организовать ловушки для водителей


Перекресток - акции, товары, адреса магазинов: 🍩 🍩 🍩 🍩 🔥 режим работы, смотрите на нашем сайте https://moj-perekrestok.ru

Типичный набор временных знаков: для лучшей видимости их делают на жёлтом фоне. Что интересно, согласно ПДД, знак 1.25 «Дорожные работы» на жёлтом фоне не рисуется, но в России часто используют его в таком исполнении

Типичный набор временных знаков: для лучшей видимости их делают на жёлтом фоне. Что интересно, согласно ПДД, знак 1.25 «Дорожные работы» на жёлтом фоне не рисуется, но в России часто используют его в таком исполнении

Когда летом пересекаешь Россию, дорожные ремонты и временные знаки встречаются в изобилии. Эти знаки не всегда видимы и не всегда логичны, а оспаривать нарушения под ними сложно. В очередном выпуске проекта «ПДД для бывалых» мы разбираемся, за что могут наказать в зоне действия временных знаков.

Некоторые временные знаки имеют желтый фон вместо белого (например, 3.20 «Обгон запрещен»). Но если речь, например, о знаке, предписывающем объезжать препятствие справа или слева, он имеет обычный вид, просто устанавливается на переносной стойке или кузове грузового автомобиля: в этом случает он тоже считается временным.

Рабочие устанавливают временный знак, показывающий направление объезда препятствий: он имеет приоритет над разметкой

Временной может быть и разметка, причем она имеет не жёлтый, а оранжевый цвет. Хотя в России отличить жёлтую от оранжевой бывает проблематично. Что касается именно жёлтых линий, то ими обозначают, например, места запрета остановки (сплошная вдоль обочины) и остановки маршрутного транспорта (желтая «пила»). Осевая жёлтая полностью равноценна обычной белой и наносится для лучшей видимости.

Желтая линия разметки по смыслу равноценна белой. Впрочем, в России нередко такой же цвет имеет временная разметка, которая формально должна быть оранжевой

Большая часть временных знаков связана с дорожным строительством и предупреждает об изменении условий: скользкая дорога, выброс гравия, опасная обочина, сужение дороги. Также временные знаки могут предупреждать о приближении к участку с двухсторонним движением, где с большой вероятностью будет запрещен и выезд на встречную полосу. В совсем узких местах может быть временный знак 2.6, дающий преимущество встречному потоку.

Для водителей легковых автомобилей наиболее коварны временные запрещающие знаки, в числе которых «Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости», запрет поворота и разворота.

У временных знаков особый статус: в случае их противоречия стационарным знакам, ориентироваться нужно на временные. На самом деле, при проведении дорожных работ ГОСТ Р 52289-2004 предписывает закрывать или демонтировать неактуальные стационарные знаки, но частенько их оставляют как есть. И если, например, стационарный знак ограничивает скорость на уровне 90 км/час, а временный — 50 км/час, подчиняться нужно второму.

То же самое касается разметки: временная имеет приоритет над постоянной в случаях, когда они противоречат друг другу. Если знаки противоречат разметке, хоть постоянной, хоть временной, руководствоваться нужно требованиями знаков.

Для водителей наибольшей головной болью является знак 3.20 «Обгон запрещен»: если он установлен на участке с прерывистой разметкой, то выезжать на встречную полосу для обгона нельзя. При этом повернуть налево или развернуться можно, ведь в этом случае ни знак, ни разметка не запрещают маневра.

Пример использования временных знаков и разметки: здесь запрещены обгоны, повороты налево, развороты, объезды препятствия и остановка

Временные знаки ограничения скорости и запрета обгона действуют до знаков отмены 3.21 и 3.25, которые также выполняются на желтом фоне. Но соответствующие знаки на белом фоне (то есть стационарные) также отменяют действие временных знаков запрета, хотя инспекторы ГИБДД порой пытаются развести водителей, обосновывая, что «желтый знак может быть отменен только желтым знаком».

— Если исходить из текста ПДД, стационарные знаки 3.21, 3.25 и 3.31 отменяют действие всех ограничений: и постоянных, и временных, — комментирует автоюрист Лев Воропаев.

Но инспекторы ГИБДД иногда используют такую логику: раз запрет введён временным знаком, в случае противоречий со стационарным приоритет у временного, то есть белый знак отмены ограничений не действует. Справедлив ли такой подход?

— Здесь нет противоречий между знаками, вводящими ограничение и отменяющими их, — рассуждает Лев Воропаев. — Стационарные знаки просто отменяют ограничение, введенное временными знаками.

Эксперт отмечает, что в России дорожники часто не думают о том, чтобы установить знак отмены ограничений в принципе. В этом случае временный знак ограничения скорости или запрета обгона, также как и стационарный, действует до ближайшего перекрёстка или конца населенного пункта. При этом выезды с АЗС или пересечения с полевыми дорогами, не обозначенные, например, знаками приоритета, не прерывают зоны действия рассматриваемых знаков. Поэтому ситуации, когда временные ограничения действуют на десятки километров, к сожалению, бывают.

Есть и ещё одна популярная уловка: например, дорожники установили временный знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» на участке со сплошной осевой. Поскольку знаки (а тем более временные) имеют приоритет над разметкой, многие водители считают, что в этом случае сплошную можно игнорировать.

— Однозначно это не так, — говорит Лев Воропаев. — Сплошная линия даже после временного знака отмены ограничений всё равно запрещает любой выезд на встречную полосу.

В данном случае и нет особенных противоречий между знаками и разметкой, ведь знак 3.20 запрещает только обгон, тогда как смысл сплошной осевой линии шире: она запрещает и поворот налево, и разворот, и объезд препятствия, то есть вводит более широкий круг ограничений.

— Конечно, зоны действия знаков «Обгон запрещен» и сплошная осевая разметка должны совпадать, кроме частных случаев, например, когда разметка запрещает обгон вблизи перекрёстков неравнозначных дорог, — комментирует автоэксперт Юрий Панченко. — Но если есть знак отмены ограничений, а разметка по-прежнему сплошная, разумеется, лучше не рисковать и воздержаться от обгона.

Белая и желтая линия разметки, идущие по краю дороги, являются постоянными. При этом белая разрешает остановку и стоянку, жёлтая — нет

Двойной обгон — авария
При появлении знака «Пересечение со второстепенной дорогой» от обгона, как правило, нужно воздержаться.

Хитрогнутый поворот и объезд препятствий

В КоАП есть пара статей, которые наказывают за нелегальную езду по встречной полосе, но не так жестко, как за обгон. Так, часть 2 статьи 12.16 КоАП штрафует на 1000 — 1500 рублей за поворот или разворот в местах, где это запрещено знаками и разметкой. Пункт применяется, например, при повороте во двор через сплошную осевую. Но есть исключение: если водитель хотя бы кратковременно двигался прямолинейно «против шерсти», пусть даже под определенным углом, ему грозит более серьезная статья 12.15 КоАП (части 4 и 5).

Водители порой представляют обгон как объезд препятствия, потому что в этом случае наказание по части 3 статьи 12.15 КоАП мягче: штраф 1000 — 1500 рублей. Но важно не запутаться с терминами, потому что непреодолимые ямы, аварийные машины и упавший с грузовика шлакоблок препятствиями являются, а пробка или замешкавшийся автомобилист — нет.

Сказанное в равной степени относится и к трамвайным путям встречного направления.

В каких случаях, кроме знака 3.20, обгон запрещён?

Мы знаем, что не только знак 3.20 может запрещать обгон. В 2024 году сть целый ряд случаев, когда обгонять другие транспортные средства запрещено. При этом, заметьте, что по ПДД ВЫ начинаете обгон, когда начинаете выезжать на левую полосу (а не включаете левый поворотник или поворачиваете руль влево, как ошибочно полагают некоторые водители). За такой запрет отвечает раздел 11 ПДД. Итак, обгон запрещён:

  • если кто-то впереди или сзади уже обгоняет Вас или другие транспортные средства;
  • если кто-то впереди едущий включил левый поворотник;
  • когда водитель не убедился в безопасности обгона, а также не убедился, что после обгона он сможет беспрепятственно вернуться в свою полосу;
  • на перекрёстах со светофором или регулировщиком, а также на нерегулируемых перекрёстках, если Вы движетесь не по главной дороге;
  • на пешеходных переходах;
  • за 100 метров до ж/д переезда и непосредственно на самом ж/д переезде;
  • на мостах, эстакадах, развязках и под ними и в туннелях;
  • на дорогах с ограниченной видимостью и в конце подъёмов (хотя на таких участках дороги и ставят знак «Обгон запрещён»).

Помните, что по ПДД, исходя из вышенаписанного, запрещён обгон «паровозиком» и двойной обгон, когда Вы обгоняете уже обгоняющего, создавая три ряда автомобилей.

Оставить отзыв

Публикуя свою персональную информацию в открытом доступе на нашем сайте вы, даете согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание высказываний, мнений и предоставляемых данных. Мы никак не используем, не продаем и не передаем ваши данные третьим лицам.

©Купоно-Мания.ру